середа, 12 березня 2008 р.

«Мотор» заглох

Телефоны Motorola стремительно теряют популярность

Виталий Жданов, «24»


«Siemens...». Недослушав до конца фразу, хмурый мастер по ремонту мобильных телефонов на киевском «Радиорынке» обрубает: «Не берем!» Его зовут Виктор, телефоны Motorola он еще чинит и не верит, что этот бренд может скоро стать таким же раритетным, как некогда популярный немецкий Siemens.
Сегодня Motorola повторяет тот же путь, который прошли практически исчезнувшие с прилавков, а некогда известные мобильные бренды Siemens, Philips и Alcatel. Компания – пионер мобильной связи, в 1983 г. первой выпустившая для продажи сотовый телефон, теряет свою долю рынка, терпит убытки и не знает, что делать с производством мобильников.

ПРОИЗВОДНАЯ СТАРЫХ ХИТОВ

В Украине, по оценке «Евросети», в прошлом году доля рынка Motorola составила всего 4%. «Это катастрофическая потеря для бренда, особенно, если учесть, что в 2006 г. доля Motorola в стране составляла практически 7%», – комментирует управляющий директор украинского филиала компании «Евросеть» Денис Хрусталев. «Для того чтобы хоть как-то продавать телефоны этого производителя, мы вынуждены закупать только самые ходовые модели, которые люди покупают еще по старой памяти», – не скрывает он.
Продажи Motorola падают не только в Украине. По данным исследовательской компании Gartner, ее продажи в мире за год уменьшились почти в полтора раза. А доля на мировом рынке уменьшилась с 21,5% в четвертом квартале 2006 г. до 11,9% в последнем квартале прошлого года. В самой компании сообщают об операционных убытках от производства мобильных телефонов, которые в 2007 г. составили $1,2 млрд.
Эксперты называют много причин неудач Motorola. Но в основном они считают таковыми равнодушие компании к новым разработкам. «Нынешняя Motorola очень сильно отстает от конкурентов в модных тенденциях, технологиях и инновациях», – констатирует Хрусталев. И продавцы, и производители в один голос говорят о том, что покупателя можно заинтересовать, только удивив его. По мнению Дарины Бакун, маркетинг-менеджера департамента GSM представительства LG Electronics в Украине, производители, которые уходят из рынка, просто не могут предоставить покупателю продукт, обладающий достойными преимуществами перед конкурентами.
Таковых у Motorola эксперты и не наблюдают. «Последние модели этого производителя являются, скорее, производной от устаревших хитовых разработок», – утверждает Хрусталев.

КИТАЙСКИЙ СЦЕНАРИЙ

Motorola не скрывает своих неудач. В прошлую пятницу стало известно, что после обнародования итогов компании за 2007 г. подал в отставку президент Motorola Mobile
Devices Стью Рид. Это уже третья отставка топ-менеджера компании за полгода.
Такое положение дел заставило президента Motorola Грега Брауна заявить, что он берет Motorola Mobile Devices под личный контроль ввиду неуклонного падения продаж. Кроме того, он раздумывает о выделении направления мобильных устройств в отдельный бизнес. «Мы изучаем способы того, как ускорить восстановление нашего направления мобильных устройств», – заявил президент компании Грег Браун.
Его слова заставили многих экспертов прогнозировать скорый отказ компании от выпуска мобильных телефонов. Например, аналитик из международной финансовой группы Nomura International Ричард Виндзор считает, что Motorola, уйдя из бизнеса на «мобильных трубках», сфокусируется на работе с корпоративными и государственными заказчиками. А свое направление мобильных телефонов компания может продать, например, какой-нибудь китайской фирме.
В таком случае мобильные телефоны с логотипом Motorola может постичь та же судьба, что и подразделение мобильных телефонов компаний Siemens, Philips или Alcatel. Эти некогда активные игроки на мобильном рынке были проданы китайским компаниям. Однако позиции названных брендов стали еще хуже, а их редкие приверженцы получили еще больше хлопот при ремонте своих «трубок».
Например, в крупнейших украинских ремонтных сетях телефоны BenQ-Siemens уже не принимают. «Компания отказалась от сотрудничества с нами, а также с компанией «Эпос», – говорит директор одной из крупнейших ремонтных сетей «Крок ТТЦ» Михаил Бумагин. В сервисной сети Mobifone такие телефоны берут, но неохотно. «Приобретение запчастей к BenQ-Siemens занимает много времени. И Alcatel мы стараемся не брать. А на Philips запчастей вообще нет...» – говорит сотрудница компании и добавляет: – Лучше купить новый. А то мастер потратит два часа на ремонт и заработает всего 5 гривен».

БРЕНД ВТОРОГО СОРТА

Пока еще мало кто верит в то, что владельцы телефонов Motorola столкнутся с такими проблемами. Тем более что сервисный центр Motorola работает в прежнем режиме. Но дальнейшую судьбу бренда предсказывать пока никто не берется.
Украинское представительство Motorola хранит молчание. Тем временем в сети магазинов «Мобилочка» Motorola уже относят к дешевым В-брендам, однако полного его исчезновение пока не ждут. «Не думаю, что эта перспектива светит и Motorola, которая всегда выпускала какую-то флагманскую модель, чего не было у Siemens», – говорит старший продакт-менеджер направления «Мобильные телефоны» компании «Мобилочка» Екатерина Липинская.
Именно такой революционный аппарат ждут сейчас от компании продавцы, обещая всяческую поддержку в продвижении. «В противном случае вернуть утраченные позиции Motorola будет очень и очень сложно», – утверждает Хрусталев из «Евросети».

Немає коментарів: