четвер, 15 травня 2008 р.

Хостинг из будущего

Юрко Банзай
В прошлом месяце украинские компании получили доступ к программным корпоративным продуктам, поставки которых осуществляются в форме услуг. Первенцем стала система для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), живая версия которой поставляется как интернет-сервис. Потенциал нового сегмента украинского IT-рынка в количественном выражении не берутся оценить даже эксперты.
О поставке корпоративных программных решений в качестве интернет-сервисов начали говорить чуть более двух лет назад. Тогда в рамках борьбы за первенство в сегменте онлайн-услуг корпорация Microsoft объявила о разработке Live-версии некоторых бизнес-решений компании, которые, в отличие от традиционных разработок, будут поставляться в форме интернет-услуг. Недавно украинская компания E-Consulting объявила о начале поставок Live-версии Microsoft Dynamics CRM. В украинском представительстве корпорации уверены, что новая услуга будет пользоваться активным спросом. "Появление услуги hosted-CRM сделает наши решения доступными для значительно большего числа клиентов в Украине. Она будет интересна компаниям, которые хотят оптимизировать инвестиции в данного рода решения (за счет сокращения затрат на инфраструктуру, персонал и приобретение ПО.–Ъ-Телеком/IT) или заинтересованы в возможности постепенного наращивания объемов использования CRM (переход на полноценное CRM-решение после определенного этапа развития компании). Такая модель будет интересна также тем компаниям, которые реализуют временные проекты, акции или кампании с периодичным увеличением и снижением потребности в рабочих местах CRM-системы",– считает глава направления Microsoft Business Solutions Константин Щербина.
"Microsoft Dynamics CRM Live на текущий момент доступна только на территории США и Канады,– говорит президент компании E-Consulting Андрей Безгубенко.– Хостингом этой версии занимается непосредственно корпорация Microsoft. То есть для того, чтобы пользоваться Dynamics CRM Live, необходимо заключить контракт непосредственно с Microsoft. Для рынков других стран существуют иные виды хостинга – on-demand (по требованию) и on-premise (обслуживание на месте). Этим хостингом занимаются компании-партнеры".
Главным отличием on-demand от on-premise является то, что в первом случае хостинг производится с сервера, размещенного у интернет-провайдера, а во втором – предоставляется с сервера, размещенного на территории организации-заказчика. Но в обоих случаях программное обеспечение размещено на оборудовании, принадлежащем компании-партнеру, в данном случае – E-Consulting.
"Кластер, который мы установили в нашем дата-центре, способен обслуживать 400 предприятий или 16 тыс. пользователей,– говорит господин Безгубенко.– Каждое предприятие будет работать в собственной виртуальной среде, иметь свои собственные настройки, оболочку, клиентское поле, бизнес-процессы, шаблоны писем и так далее. Но, по сути, все 400 предприятий будут работать в одной общей кластерной инсталляции, которую будут резервировать и обслуживать наши сотрудники. Фактически это 400 доменов со своей доменной политикой".
Стоимость услуг Microsoft Dynamics CRM Live одинакова для пользователей по всему миру. Она составляет $68 для каждого пароля, которым воспользовались по крайней мере раз в течение месяца. "Такую модель лицензирования оценят компании, у которых нет фиксированного числа пользователей этой системы,– считает Андрей Безгубенко.– Это очень выгодно для сезонных бизнесов, быстрорастущих бизнесов или временных проектов. В системе стоит встроенный биллинг, который фиксирует количество входов пользователей. Кроме того, построенная IT-архитектура позволит системным администраторам предприятий-пользователей самостоятельно создавать новых пользователей, которым автоматически будут настраиваться соответствующие права доступа, или удалять и блокировать пользователей своих организаций".
Система преднастроена для работы с компаниями, представляющими разные отраслевые вертикали: маркетинг, туристический, медицинский и страховой бизнес, банки, риэлтеры, застройщики, общественное питание, дисконтные сети, интернет-провайдеры, арендодатели, службы поддержки, учебные центры, дистрибуция, розница и пр. Представители данных видов бизнеса имеют возможность поработать в тестовом режиме, то есть бесплатно оценить достоинства системы. Для каждого из бизнесов предусмотрены свои демо-роли пользователей, то есть должности, лабораторные работы. Единственное ограничение – рассылка писем по маркетинговым ссылкам эмулируется, чтобы демо-машины не использовали для рассылки спама.
"Существуют случаи, когда законодательство запрещает организации выносить информацию о клиентах за пределы офиса, например банку, некоторым финансовым, медицинским и государственным учреждениям. В этих случаях уместна модель сервиса on-premise",– отмечает господин Безгубенко. Стоимость хостинга в этом случае останется неизменной – $68 в месяц с пользователя. Аппаратуру обязана поставить сама хостинговая компания – согласно контракту, Microsoft разрешает сдавать в аренду только лицензии, которые установлены на оборудовании партнера-интегратора. Эти серверы партнер передает на ответственное хранение, фактически в месячную плату включена амортизация серверов.
Дополнительно необходимо оплачивать услуги по адаптации решения согласно потребностям пользователей. "Если заказчика вполне устраивает стандартное вертикальное решение, которое существует в Microsoft Dynamics CRM 4.0, а это порядка 80 видов бизнеса, дополнительная оплата не взимается. А если заказчик желает, чтобы мы настроили систему согласно его бизнес-процессам, обучили пользователей, оказали другие услуги, которыми сопровождается такой проект, то мы за это берем плату согласно нашим тарифам. Это единоразовый платеж",– рассказал господин Безгубенко. Минимальное количество лицензий, необходимое для использования схемы on-premise,– десять штук.
Андрей Безгубенко, президент компании E-Consulting:
– Как быть, если бизнес заказчика уникален или под его отрасль нет готового вертикального решения?
– Для Microsoft Dynamics CRM 4.0 нет вертикальных решений, поскольку это само по себе большое универсальное решение, которое представляет собой легко настраиваемый конструктор. Пользователь сможет сам его настроить по инструкции в течение 8-20 часов. Настройка очень простая – все равно, что работа в Outlook. Если в результате ошибочных действий данные разрушатся, мы восстановим "вчерашнюю" копию. А вот если вы хотите применить нечто совсем индивидуальное, для этого надо заказывать индивидуальную донастройку, стоимость которой варьируется. В среднем работа нашего консультанта стоит около 180 грн в час. Например, мы создавали не совсем стандартное решение для банка на шесть пользователей за 12 тыс. грн.
– Каким был нижний порог входа при традиционном подходе, когда CRM представляла собой программный продукт, который необходимо было устанавливать на сервер и рабочие места?
– Есть пример, когда маркетинговая компания, у которой не было ничего, кроме компьютеров, заказала CRM-систему на 15 пользователей вместе с сервером, лицензиями, включая построение современной IT-инфраструктуры. При традиционном подходе существует два варианта оплаты лицензий: выкуп сразу и рассрочка на три года в равных частях. Оборудование, наши настройки плюс первая ежегодная часть составили 52 тыс. грн. Кроме того, еще два раза компания должна будет выплатить по 15 тыс. грн в год. Причина такой высокой сметы проекта – дорогое оборудование.
– Для пользователей Live-версии системы есть необходимость реорганизовывать IT-инфраструктуру?
– Нет, пользоваться хостингом можно даже со смартфона. Проще говоря, с любого устройства, на котором есть Internet Explorer. Microsoft Dynamics CRM Live работает и с мобильной версией, и с любым Outlook начиная с 2003 года. В комплекте с решением поставляется специальный модуль для интеграции с Microsoft Outlook. Для каждого пользователя–сотрудника организации, которая, кстати, может быть виртуальной, настраивается перенаправление на любой почтовый сервер.
–Как вы оцениваете потенциал этого сегмента IT-рынка?
– Сегодня 22 клиента ожидают открытия нашего портала, с 8 подписаны контракты. Клиентское поле для CRM вообще громадное. Любая организация, которая имеет клиентов, обречена иметь CRM-решения. Потому что сегодня клиент выбирает себе "няню", и у кого "няня" лучше работает, тот и побеждает. CRM – это именно та система, которая отвечает за работу "няни". Правда, в Украине популярно заблуждение, что CRM – это фронтофисное решение, которое предназначено для рассылки персонифицированного спама либо для отслеживания продаж в разрезе разных категорий клиентов, продуктов и наценок. В действительности все намного сложнее: CRM-система имеет фронтальную часть и управляет тыльной частью компании. Она расставляет задачи, контролирует ценообразование, планирует события, предупреждает о неправильно развивающихся событиях, рассылает внутренние уведомления, интегрируется с учетными системами. Многие наши заказчики переходят на использование CRM в качестве основной информационной системы компании. Раньше часть фирмы работала в учетной (бухгалтерской) программе и выписывала документы прямо в "1С", и только маркетинг либо продавцы работали в CRM-системе. Сейчас все работают в CRM и только пара сотрудников работают в учетных системах – главбух, бухгалтер, которые подготавливают отчетную информацию для налоговой или других органов. То есть CRM выполняет все фронтальные и основные функции и в учетную систему переносит уже окончательные результаты функционирования предприятия.
– Есть ли какие-то особенные условия для доступа к CRM Live?
– Да. Если мы говорим не о смартфоне (или КПК), то требуется компьютер (стационарный или ноутбук) с 512 МБ оперативной памяти и более, а также канал подключения к интернету не меньше 128 Кб/сек. Можно работать через WiFi подключения, 3G или любого интернет-провайдера. На компьютере может быть установлена любая операционная система, но также Internet Explorer 6.0 или выше (можно даже на Apple Mac OS) и, возможно, Office Outlook. Для смартфона (или КПК), который использует операционную систему Microsoft, необходимо дополнительно установить клиентскую программу.

Немає коментарів: