четвер, 15 травня 2008 р.

Протокольная участь

Виталий Жданов
За последнее время украинские граждане не стали меньше звонить за границу, но при этом доходы операторов фиксированной связи неуклонно снижаются. Если в 2005 году, по данным Госкомстата, компании получили 6,62 млрд грн, то в прошлом году доходы от международной связи снизились до 5,86 млрд грн. Одной из главных причин падения доходов "традиционных" операторов является возрастающее применение VoIP – передачи голосового сигнала по интернет-протоколу.
IP-технологию при предоставлении услуг международной связи внедрили практически все операторы, так как она позволяет более эффективно и, главное, рентабельно передавать трафик. По мнению члена Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС) Владимира Олийныка, в ближайшем будущем весь трафик будет передаваться с помощью IP-платформы. Активно используя IP, операторы мобильной связи смогли снизить цены на разговоры с абонентами за границей и постепенно отбирают доходы у традиционного оператора международной связи – "Укртелекома". Благодаря IP-технологии многие интернет-пользователи вообще стали общаться между собой практически бесплатно, при помощи программ вроде Skype или Gizmo.
Эксперты отмечают, что также происходит рост голосового трафика в корпоративных сетях передачи данных. Построив межрегиональные сети, многие компании для внутрикорпоративного общения уже не привлекают операторов связи. Например, телекоммуникационная группа Telenor, несмотря на доступность телефонной связи, активно использует IP-технологию для организации виртуальных встреч и обмена информацией. "Мы считаем, что новые технологии на базе протокола IР со временем полностью изменят характер рабочих процессов",– говорит глава представительства Telenor в Украине Тронд Моэ.
Несмотря на то что стоимость звонков за рубеж за последние пару лет снизилась до нескольких десятков центов за минуту разговора, операторы связи по-прежнему устанавливают ее намного выше себестоимости, признает Владимир Олийнык. Но вместо того чтобы продолжить снижение цен и перехватить инициативу, они и дальше борются с теми, кто, по их мнению, незаконно демпингует – так называемыми IP-телефонистами. Так, НКРС собирается ужесточить условия лицензирования IP-операторов, предлагая выдавать лицензии лишь тем компаниям, которые имеют собственную сеть или средства на ее строительство, либо тем, кто договорился об использовании сетей других операторов связи. "Сейчас мы внесем изменения в постановление Кабинета министров, и будут лицензироваться только виды услуг, а не технология. Теперь оператор должен иметь свою сеть",– отмечает господин Олийнык.
Владельцы таких сетей приветствуют инициативу регулятора. "У нас под IP-оператором подразумевается продажа по низким ставкам услуг международного трафика, но это не операторство. Разве оборудование за $20 тыс. можно считать инвестициями в бизнес оператора связи? При этом они (IP-телефонисты.–Ъ-Телеком/IT) пользуются сетями, в которые были вложены миллионы таких компаний, как 'Датагруп', 'Укртелеком'",– возмущается директор компании "Датагруп" Александр Данченко.
Позиция этих операторов ясна – они инвестировали значительные средства в строительство сетей и хотят вернуть вложения. В то же время небольшие компании, вложив пару десятков тысяч долларов в оборудование, получают сверхприбыли за счет крупных компаний и при этом отбирают у них клиентов.
Кроме того, операторы вынуждены нести еще и социальную нагрузку: "Операторы более высокого уровня – 'Датагруп', 'Голден Телеком', 'СКМ-Телеком', 'Укртелеком' – вкладывают сотни миллионов долларов в свои сети. Причем инвестируют в экономику страны, создают рабочие места. Мы обязаны предоставлять все услуги связи, в том числе и местную связь. А она убыточна. Выходит, мы субсидируем ее за счет своих доходов. А так называемые IP-операторы почему-то не продают карточки на внутригородской трафик – местная связь уже убыточна. А на междугородной еще можно что-то заработать",– говорит господин Данченко. "IP-технология – это хорошо, но операторы, не вкладывая ничего в сеть, получают сверхприбыли, а тарифы они устанавливают не намного ниже, чем при использовании традиционных АТС",– соглашается Владимир Олийнык.
Однако эксперты считают такую аргументацию необоснованной. "Тезисы о том, что 'кто-то использует наши сети для недобросовестной конкуренции и разрушения нашего бизнеса своими низкими ценами', противоречат принципу технологической нейтральности. Компании, которые их высказывают, руководствуются двойными стандартами, поскольку такие же претензии выдвигает к ним национальный монополист",– утверждает консультант компании Netton CG Роман Химич.
Ушли в тень
Еще пять-шесть лет назад услуги IP-операторов рекламировались повсюду: в интернете, в прессе, на транспорте. Однако операторы международной связи во главе с "Укртелекомом" вынудили их отказаться от демпинговых цен, из-за чего многие IP-телефонисты покинули рынок. Такой передел рынка они называли ничем иным, как корпоративным сговором. Оставшиеся IP-операторы попросту ушли в тень. По оценке НКРС, объем нелегальной IP-телефонии в Украине составляет $200-300 млн ежемесячно, при этом легальной – порядка $500 млн.
Теперь рынка IP-телефонии как такового нет, считают эксперты. "Намного выгоднее купить карточку мобильного оператора, у которого есть хорошие предложения по тем направлениям, которые тебе нужны, либо использовать для этого компьютер. Даже если у тебя нет своего, можно воспользоваться услугами интернет-клубов",– объясняет руководитель отдела исследований рынков услуг GfK Ukraine Глеб Вышлинский. По его мнению, у "сговора" есть объективные причины. "Можно говорить о позиции крупнейших операторов, препятствующих совершению звонков на их сети по субсидированным ценам, установленным на местную связь",– считает он. При этом эксперт отмечает, что на рынке есть тарифные искажения, которые возникли из-за неразумного регулирования стационарной связи: "Если б у нас не субсидировались тарифы на местную связь за счет международной и междугородной связи, такого вопроса вообще не возникало бы – у нас были бы тарифы на уровне себестоимости и необходимой нормы рентабельности для каждой из услуг. Более того, у нас регулируются не только предельные тарифы, но и их диапазон".
В такой ситуации полностью побороть полулегальную IP-телефонию невозможно – предприимчивые люди всегда найдут способ заработать. Даже в условиях, при которых крупные компании станут продавать выделенные каналы по завышенной цене или ухудшать качество сети. "У нас нет единого монополиста транспортной сети. Все равно найдется кто-то, кто будет продавать свои каналы",– уверен директор по маркетингу компании "Украинские радиосистемы" (ТМ Beeline) Антон Володькин. По его словам, сейчас некоторые компании сильно демпингуют на рынке передачи данных. "Они построили большие емкости и заинтересованы в привлечении туда кого угодно, хоть IP-телефонистов. Если один оператор 'зажмет' какую-то фирму, она перейдет к другому. Если тот откажет – перейдут к нам, мы им канал продадим, если у нас будет свободная емкость",– говорит господин Володькин.
Аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий уверен, что регуляторное ужесточение и повышение ставок также не поможет. Современные условия позволяют нелегальным операторам предоставлять услуги дешевле, чем это делают официальные операторы. С ним согласен и господин Вышлинский: "Технологии настолько подешевели, что любой человек, купивший оборудование, может спокойно заниматься маршрутизацией звонков, а при его конфискации – купить новое и продолжать вести этот бизнес".
"Все эти казусы связаны с отсутствием регулирования сферы связи в Украине. У нас на сегодняшний день регулирования нет, потому что НКРС заблокирована. Ситуацию можно решить, когда заработает комиссия – неважно в каком составе",– видит выход из сложившейся ситуации Александр Данченко. Но когда произойдет разблокирование работы национального регулятора, предсказать трудно. Возможно, его вмешательство будет вообще неактуальным. "Значительная часть экспертов считает, что через пять-семь лет голосовой трафик вообще будет бесплатным. Компании, предоставляющие такие услуги, будут зарабатывать на других сервисах",– говорит господин Химич. В качестве примера он приводит eBay, для которого услуга Skype является площадкой для общения с потребителями, а не заработком на голосовом трафике. Поэтому, по его словам, существенных изменений на нашем рынке стоит ждать уже через четыре-пять лет.
Члены НКРС пока только могут надеяться на реализацию своих идей в будущем. "Если решить вопрос компенсации убытков операторов местной связи, например, за счет Фонда универсальных услуг – как делается во всем мире, тогда тарифы на международную связь можно будет существенно понизить. Даже для старых систем с коммутацией каналов. Если использовать системы на основе IP-решений, то тарифы будут еще ниже. Поэтому перспектива такова – тарифы будут падать",– уверен Владимир Олийнык.
Впрочем, это мало кто отрицает. Мобильные операторы также готовятся к удешевлению международной связи. "Мы в Telenor не боимся удешевления звонков из-за внедрения этой технологии,– говорит Тронд Моэ.– Прогрессивные компании не только ничего не потеряют, но и приобретут от предложения намного более интересных и полезных услуг".
Правда, через несколько лет дешевые международные разговоры уже будут мало зависеть от операторов – как мобильных, так и IP. "Появятся новые формы, но не в том качестве, что сейчас. Возьмем тот же Skype – кто в нем разобрался, тот не будет покупать другие IP-карты, потому что по нему можно очень дешево звонить,– утверждает директор компании Best Card Service (дистрибутор карт пополнения счета) Владимир Минаков.– В прошлом году я купил карточку на пять евро – до сих пор не выговорил. Там очень щадящие тарифы".

Немає коментарів: