четвер, 15 травня 2008 р.

Тяжелая доля

Юрко Банзай
Крупнейшие производители ПК в прошлом году половину своей продукции продали через крупные розничные сети. Благодаря увеличению доли розничных продаж украинский рынок ПК продемонстрировал один из самых высоких в Европе показателей роста. Однако ситуацию омрачает снижение маржи производителей.
По сравнению с 2006 годом общий объем рынка ПК, который включает в себя настольные компьютеры, ноутбуки и серверы, в прошлом году увеличился почти на 55% в денежном и на 44% в количественном выражении (по подсчетам IDC). На протяжении года граждане приобрели полтора миллиона настольных ПК (десктопов) и немногим более 700 тыс. ноутбуков общей стоимостью $1766 млн. Лучшие темпы роста показал сегмент ноутбуков, который увеличился на 92% в денежном и на 123% в количественном выражении. В результате мобильные ПК заняли почти треть всего украинского рынка компьютеров.
Характерной чертой является тот факт, что потребители все чаще покупают более дешевые модели ноутбуков (предпочитая их бюджетным ПК из-за небольшой разницы в цене – $200-300) и все более дорогие десктопы. Об этом свидетельствует разная динамика роста объемов в денежном и в количественном выражениях. "Пока украинский рынок далек от насыщения, и наибольший рост обеспечивается за счет домашних пользователей, приобретающих свой первый компьютер или ноутбук",– отмечает коммерческий директор "Версия-Системс" Дмитрий Король.
Растет также доля настольных ПК производства А-брэндов. В количественном выражении она увеличилась на 170% и достигла 4,7% (в 2006 году – 2,2%). Напомним, 2006 год был не очень удачным для продукции этих компаний, так как, несмотря на положительную динамику роста рынка в целом, А-брэнды уступили свои позиции, уменьшив долю с 2,8% до 2,2%. Участники данного сегмента с оптимизмом смотрят в будущее. "По прогнозам, рост объема продаж ноутбуков и настольных ПК сохранится и в этом году – около 50% рост продаж по ноутбукам и 10-15% по ПК",– говорит категорийный менеджер Hewlett Packard в Украине Александр Шибанов.
Укрепила свои позиции и десятка крупнейших украинских производителей ПК. Как и у А-брэндов, увеличение их доли произошло за счет сегмента малых и средних сборщиков, объемы которых до сих пор превалируют на рынке десктопов (их доля составила 57% против 65% годом ранее). "Отличительная тенденция – рост доли ведущих производителей. Например, в 2007 году доля топ-5 производителей ПК составила около 25% рынка. В первую очередь это происходит за счет переориентации потребителей с безымянной техники на продукцию известных брэндов – это касается как розницы, так и растущего сегмента SMB (средний и малый бизнес)",– утверждает господин Король.
Несколько изменилась расстановка сил и в сегменте ноутбуков. Его, как и раньше, почти полностью контролирует пятерка зарубежных производителей – Asus, Acer (обе по 26,7%), Samsung (15,8%), Toshiba (7,1%) и Dell (6,2%). Лучшую динамику в прошлом году показали Samsung – 221,6% и Acer – 177,3%. Рост остальных участников, по данным IDC, находился на уровне ниже среднерыночного (123,6%).
Розница наше все
Объявляя результаты своей деятельности в прошлом году, руководители компании "Навигатор" заявили, что почти половина ПК, ноутбуков и комплектующих, которые компания поставляет на украинский рынок, была продана через розничные сети. Это в 3,7 раза больше, чем в 2006 году (при общей динамике роста в 73%). Хороших результатов в розничном канале сбыта добилась и K-Trade. Согласно информации пресс-службы компании, 80% компьютеров, выпускаемых под торговой маркой Bravo, продаются через супермаркеты (правда, в текущем году K-Trade намерена диверсифицировать каналы сбыта, и доля розницы будет снижена до 60%). "В 2007 году через розничный канал мы поставили более 57 тыс. компьютеров Bravo,– рассказал генеральный директор K-Trade Олег Кристюк.– В текущем году мы также рассчитываем на этот канал и планируем увеличить поставки на 14,5-32,5 тыс. ПК".
Огромный потенциал розницы участники украинского IT-рынка пытаются освоить путем создания собственных сетей магазинов ("Фокстрот IT", МКС, Compass, DiaWest) или сотрудничества с крупными операторами розничного сегмента (qBox, TerraGroup, K-Trade, АМИ и прочими). Группа компаний, выбравшая первый путь, правда, зачастую работает и с крупными розничными сетями, такими как Мetro. "Они (гипермаркеты.–Ъ-Телеком/IT) не всегда оправдывают себя – площадь таких торговых точек большая, ее необходимо заполнять соответствующим количеством товаров, зачастую цены ниже, но в ущерб сервису,– считает глава правления компании DiaWest Анатолий Балюк.– Ни для кого не секрет, что качественно проконсультировать каждого покупателя в гипермаркете просто нереально. Именно поэтому мы продаем продукцию в сети фирменных магазинов DiaWest. Этот метод также дает хорошие результаты. В 2007 году наша компания развивалась быстрее, чем украинский IT-рынок: рост наших продаж составил 45%".
Причинами столь активного роста представители компаний называют разные факторы – от роста благосостояния граждан до реализации отложенного ранее спроса. "В первые месяцы прошлого года на рынке начал формироваться колоссальный отложенный спрос, который очень серьезно ударил по многим компаниям, в том числе и по нашей, сократив продажи,– отметил Анатолий Балюк.– Мы это связываем с ростом стоимости коммунальных услуг: люди оказались не готовы к нему морально, и многие отложили приобретение компьютера – не самой первоочередной вещи – до лучших времен. Постепенно все привыкли к новым условиям, а наш оборот по рознице в июле оказался на 60% больше, чем в том же месяце прошлого года. Он не вписывался ни в какую сезонность бизнеса, и никто не ожидал такого всплеска продаж. Август тоже стал весьма удачным, и к концу года мы получили еще больший рост продаж".
Несколько другого мнения о причинах прошлогоднего бума придерживаются в украинском офисе Asus. По мнению представителя Asus по техническому маркетингу в Украине Богдана Вакулюка, потребитель уже готов воспринимать ноутбуки и компьютеры "не как какие-то специальные товары, которые может выбрать только специалист, а как обычную бытовую электронику подобно стиральным машинам или телевизорам, то есть как продукцию, которую обычно покупают в супермаркетах электроники". "Росту продаж в рознице способствовало развитие программ потребительского кредитования, которые делали покупку доступной даже для семей со сравнительно невысокими доходами,– считает Дмитрий Король.– Рост самих розничных сетей и проникновение их в небольшие города также ощутимо сказались на росте продаж". Это мнение разделяет директор департамента компьютерных систем компании "Навигатор" Александр Костюк: "Среди основных причин столь бурного роста розничных продаж могу назвать рост культуры потребления украинских покупателей, желание и возможность упростить схему приобретения ПК, переложить ответственность за оптимальность конфигурации этого продукта на плечи производителя-эксперта. Кроме того, за счет развития потребительского кредитования предпочтения сместились в сторону медиум- и премиум-сегментов. Повлияло также развитие розничных торговых сетей, их региональная экспансия".
Меняется и подход конечных потребителей к вопросу выбора техники. "Розничные покупатели становятся все более требовательными к функциональности и готовы за нее платить,– говорит господин Король.– Если пару лет назад наибольшую долю в продажах занимали недорогие решения, то сегодня максимальным спросом пользуются мультимедийные ПК стоимостью $600-1000. Нередким явлением в сети стало желание розничного покупателя купить 'самый дорогой компьютер'. Еще одна заметная тенденция – все большее стремление приобретать брэндовую технику известных производителей. Серая безымянная сборка теряет свои позиции. Это касается как розничных покупателей, так и корпоративных клиентов".
Несмотря на это, практически все производители ПК прогнозируют существенный рост продаж их продукции в крупных розничных сетях. "Будущее именно за сетевой розницей и 'электросетями' (сетями специализированных магазинов.–Ъ-Телеком/IT),– уверен Богдан Вакулюк.– Почти каждый игрок этого сегмента декларирует расширение своего бизнеса в текущем году, а значит, рост продаж в уже существующих точках будет поддержан увеличением их общего числа, что еще сильнее подогреет динамику продаж в этом сегменте. Кроме того, в этом году возможен выход на рынок новых крупных игроков, таких как сеть магазинов электроники MediaMarkt".
Отдаленная угроза
Несмотря на отличные показатели, рынок ПК и комплектующих может очень скоро столкнуться с серьезными проблемами. Их суть в том, что из-за насыщения рынка и роста конкуренции маржа в области продажи продуктов постоянно снижается. "Маржа поставщиков ПК уменьшается год от года – это нормальный рыночный процесс, связанный с увеличением производственных мощностей и обострением конкуренции,– считает господин Вакулюк.– Компания, которая выпускает и продает ПК массово, что называется на конвейере, может позволить себе снижать маржу и оставаться при этом на приемлемом уровне рентабельности. Это, правда, неизбежно приводит к вытеснению с рынка мелких сборщиков, на долю которых приходится производство эксклюзивных компьютеров с нестандартной комплектацией, под заказ".
Одним из оптимальных методов повышения рентабельности является поставка компьютеров в комплекте с дополнительными сервисами. Именно сервисы, маржу в которых устанавливает сама компания (а не рынок), способны увеличить рентабельность этого бизнеса. Правда, не все компании имеют четкое видение своего развития на ближайшие годы. Некоторые считают, что хороших показателей можно достичь благодаря проникновению в слабо освоенные регионы либо за счет новых сегментов или расширения собственных розничных сетей. К числу последних относится DiaWest, в этом году планирующий открыть в регионах до 40 новых магазинов.
Несколько иной подход к поддержанию уровня рентабельности практикуют в компании "Версия-Системс". "Не секрет, что без изменения модели бизнеса маржа у производителей ПК постоянно снижается – из-за роста затратной части, необходимости инвестиций в мощности, маркетинг. Единственный путь увеличения рентабельности – снижение затрат за счет масштабов производства, заработка на объемах. Так, в прошлом году мы завершили комплексный проект модернизации производства, ввели в эксплуатацию две автоматизированные конвейерные линии, благодаря чему мощность производства была увеличена до 180 тыс. ПК в год. Все это позволило недопустить снижения маржи – в первую очередь за счет оптимизации стоимости производства и цены компонентов при крупнооптовых закупках",– резюмирует господин Король.

Немає коментарів: