понеділок, 11 лютого 2008 р.

До свидания, украинские лэптопы!

Рынок ноутбуков

Виталий Жданов
(Газета 24 )

Еще два года назад в магазинах можно было увидеть ноутбуки с меткой «Сделано в Украине». Сейчас их доля на рынке стабильно стремится к нулевой отметке. «На рынке ноутбуков доля локальных производителей пока крайне незначительна. На данный момент суммарная доля всех отечественных производителей не выходит за пределы 1%», - говорит директор департамента компьютерных систем компании «Версия-Системс» Дмитрий Король. Председатель правления компании DiaWest Анатолий Балюк более скептичен. «Сейчас в украинских магазинах нет украинских ноутбуков. 99,99% ноутбуков ввезены в Украину», - утверждает он.

Растущие надежды
Еще недавно настроения украинских сборщиков ПК противоположными. При бурном росте рынка ноутбуков отечественные сборщики компьютеров пытались воспользоваться этой тенденцией и занять свою долю рынка.
Стать производителем ноутбуков старались чуть ли не все сборщики компьютеров. Импортные лэптопы стоили не меньше $1000, и для отечественные компании находили возможность продавать свои за $700-800. Для этого закупались готовые комплекты для ноутбуков: корпуса, процессоры, оперативная память, винчестеры. Сборка всего этого была недорогой благодаря дешевой рабочей силе. Оставалось только наклеить шильд своей торговой марки и отправить в магазины.
Правда, конфигурации отечественных лэптопов были скромнее импортных. «На тот момент на наши ноутбуки ставили «десктопные» процессоры, и это выражалось в том, что они быстро нагревались. То есть, на колени их не поставишь. Они имели свою нишу, а для тогдашнего неискушенного покупателя это было одно и то же», - вспоминает Геннадий Горбулин, специалист департамента ноутбуков компании МКС, собиравшая ноутбуки до 2005 года. Он признает – благодаря своей цене украинская продукция была достаточно конкурентоспособной. По словам Балюка, доля украинских ноутбуков еще в прошлом году равнялась приблизительно 5%, и все ожидали ее дальнейшего роста.
Рынок портативных компьютеров действительно показал больший рост, чем рынок десктопов. По оценкам компании IDC, спрос на настольные компьютеры увеличивается на 20% ежегодно, в то время как продажи ноутбуков растут более, чем в два раза.
По оценкам аналитиков холдинга AVentures Group, в этом году продажи ПК должны составить около 1,6 млн. штук, что на треть больше, чем, в предыдущем году. В то же время, по их прогнозам, рынок ноутбуков должен вырасти почти в два раза – с 275 тысяч единиц в 2006 году до 500 тысяч в прошлом.

Ценовая рубка
Несмотря на такой рост, рынок лэптопов оказался украинцам не по зубам. Причиной, как ни странно, оказался его бурный рост, который привлек иностранных производителей. Из-за развернувшейся в Украине конкуренции средняя стоимость ноутбуков упала – по подсчетам AVentures Group, в 2007 году она должна составить $750. Сборкам лэптопов для большинства отечественных компаний оказалась нерентабельной.
«Ми тоже пробовали собирать ноутбуки, но оказалось, что ноутбук, собранный в Украине получается практически по той же цене, что и ноутбуки основных брендов. Надо быть большим поклонников компании DiaWest, чтоб купить ее ноутбук, который стоит так же, как, скажем, Samsung», - говорит Балюк. «Комплект для сборки ноутбука, приобретаемый у нас, даже без учета дешевой рабочей силы, на 10% дороже, чем готовый ноутбук», - утверждает Горбулин.
Импортеры с этим соглашаються, но добавляют, что дело не только в себестоимости сборки. «У местных компаний было два плюса – цена и большая гибкость по конфигурациях, что позволяло делать ноутбуки под заказ. А сейчас и А-бренды предлагают такие же гибкие конфигурации ноутбуков», - отмечает руководитель украинского продукт-центра компании ASUS Евгений Севериновский.
По мнению Короля, такая ситуация сложилась из-за особенностей нашего рынка, где, по его словам, развернулась максимальная ценовая рубка. «В тех сегментах, которые наиболее интересны ритейловым сетям, мы не можем предложить достаточно конкурентоспособной цены. Зачем сети продавать наш ноутбук, чтоб заработать на нем, допустим, 10%, если можно продавать ASUS и зарабатывать на нем 15%?», - признает он.

Упрямцы-оптимисты
Большинство участников рынка предсказывают смерть украинских лэптопов. Но оставшиеся отечественные сборщики ноутбуков этого не признают. Компании «Версия-Системс» и «Навигатор» продолжают собирать портативные компьютеры. Правда, не для розницы, а для поставок по своим дилерским каналам. Их ноутбуки по-прежнему востребованы для небольших ниш в корпоративном секторе, утверждают в этих компаниях. Например, «Навигатор», реализовавший в прошлом году 2 200 ноутбуков, в этом году собирается увеличить свое производство до 5 000, а в течение нескольких лет компания собирается довести свою долю на рынке до 5%. «Наши условия продажи более выгодны для наших партнеров по сравнению с брендами А класса», - говорит директор департамента компьютерных систем компании Александр Костюк.
Причиной нежелания сворачивать сборку лэптопов в компаниях является такеж и их вера в то, что украинские ноутбуки скоро снова будут востребованы. Поэтому «Версия-Системс» и «Навигатор» не хотят терять компетенцию на этом рынке – для них сохранение места на рынке может стать ключом к будущим прибылям. «Прибыльность данного направления видна только в долгосрочной перспективе», - утверждает Костюк.
По мнению Короля эта перспектива может наступить если не в этом, то в следующем году, когда рост рынка начнет замедляться. «Это замедление, наверное, и стоит считать точкой отсчета усиления активности локальных производителей. Мы увидим наши украинские ноутбуки на полках (магазинов). Они станут более активно продаваться, ситуация в Украине будет такой же , как и во многих других странах, где определенную долю занимают локальные производители», - утверждает он. , - «Компьютеры будут, безусловно, востребованы. Но ноутбуки будут востребованы больше. И если их рынок будет огромен, то как без нас?».

Немає коментарів: