середа, 20 лютого 2008 р.

UPDATED! Зачем пользователям покупать программное обеспечение

опрос
Юрко Банзай
Редакция Украинского IT-блога провела опрос крупнейших производителей ПК, в котором эти компании объяснили, каким образом они влияют на снижение уровня пиратства в сегменте домашних пользователей и малых офисов.
Представители компаний-производителей отвечали на такие вопросы:

  1. Какова доля компьютеров с предустановленным ПО в общем объёме поставок ПК вашей компании на украинский рынок?
  2. Что сдерживает вашу компанию от поставок 100% ПК с предустановленным лицензионным ПО?
  3. Считаете ли Вы, что покупатели не готовы платить за программы, которые поставляются в комплекте с ПК?
  4. Какова роль в этой проблеме отведена крупным розничным сетям?
Ответы ответственных лиц компаний приведены без какого-либо цензурирования. Исправлены только опечатки (если такие имелись). Читателей, желающих поддержать производителей, либо считающих, что представленная информация отличается от реальной, просьба оставлять комментарии (в цивилизованной форме). Приглашения принять участие в опросе было отправлено компаниям: "Инком", "Навигатор", "Версия", Compass, К-Тrade, "Диавест", qBox, МКС, а также представительствам ASUS, Acer, Toshiba, Sony. Список может расширяться по мере поступления заявок. Ответы приведены в соответствии с временем их поступления.

Елена Сергеева, руководитель отдела по связям с общественностью и прессой K-Trade:
1.100% компьютеров BRAVO поступает в розницу с предустановленным лицензионным ПО (операционные системы Linux либо Microsoft Windows). При этом K-Trade заботится о покупателях своих компьютеров: в торговых сетях работают хорошо обученные промоутеры-консультанты (персонал K-Trade), в задачи которых входит дать максимум информации о продукте покупателю (и ответить на все технические вопросы); сервисная сеть K-Trade (филиалы и авторизованные сервисные центры) призваны 7 дней в неделю решать все возможные проблемы с приобретенными компьютерами BRAVO, если они возникают. В кол-центре можно получить ответы на все интересующие вопросы, связанные с компьютерами BRAVO.

2. -

3. Мы так не считаем, поэтому процент предустановленного небесплатного лицензионного софта постепенно увеличивается.

4. Сети играют важную роль в этой проблеме, т. к. у них есть возможность влиять на принятие решения о покупке лицензионного софта. Но персонал сетей не заинтересован в этой продаже. Поэтому приходится выкручиваться самим (собственные промоутеры в магазинах….). Хотя все могло бы быть гораздо проще.

Дмитрий Король, директор департамента компьютерных систем
«Версия-Системс»:

1. Не менее 25-30% продаваемых нами персональных компьютеров оснащаются предустановленной операционной системой. Доля значительно разнится в зависимости от сегмента – наиболее высока она в корпоративе, очень невелика – в рознице.

2. На самом деле нам как производителю гораздо удобнее оснащать технику предустановленным ПО изначально – это упрощает тестирование, уменьшает вероятность сбоев из-за некорректной работы ПО, облегчает продажи. Однако мы вынуждены ориентироваться в первую очередь на спрос и потребности клиента, и если в корпоративном секторе подавляющее число систем сегодня приобретаются с лицензионным ПО, то например дилеры, для которых продажа ПО – часть собственного бизнеса, склонны заказывать системы без ПО. В крупных розничных сетях, где большинство техники продается без ПО, своя стратегия – массовый покупатель не считает наличие предустановленного ПО значимым преимуществом, при этом чувствителен к цене приобретаемого устройства.

3. Не совсем. Имеет место своеобразный замкнутый круг: с одной стороны, потребители пока не осознают, что ПО – такая же неотъемлемая часть компьютера, как и остальные, и она стоит своих денег, с другой стороны – на полках магазинов в большинстве своем представлены системы без ПО, что воспитывает в покупателе стереотип «зачем платить больше», ведь разъяснительная работа о необходимости и преимуществах использования лицензионного ПО в Украине все еще не налажена на должном уровне.

4. Фактически они сейчас диктуют политику в сегменте домашних пользователей и частично – в сегменте SOHO. Большинство представленных на полках ПК не оснащаются ПО, и покупатели привыкают именно к такому подходу.

Пуцко Александр, бренд-менеджер NT-Computer, компания qBox:

1. Процент компьютеров с предустановленной лицензионной операционной системой зависит в первую очередь от нашего заказчика, розничные сети пытаются самостоятельно диктовать требования в зависимости от своего видения. По итогам прошедшего года компания qBox отметила рост спроса. Можно констатировать факт, что в 2007 году процент лицензионных предустановок в наших заказах вырос в несколько раз по сравнению с 2006, примерно до 30%.

2. В большинстве случаев ограничивающим фактором является нежелание розничных сетей закладывать стоимость лицензии в цену персонального компьютера. Объяснение очень простое: в соседнем магазине подобная конфигурация стоит на 400 гривен дешевле.

3. Украинский покупатель всё еще не готов платить за программы. Это реалии, с которыми приходится бороться и компании qBox. Первый способ: работа с продавцами, обучение их продавать ПК с предустановленными ОС, развитие навыков доведения до покупателя преимущества таких продуктов. Второй способ: акционное предложение такого продукта, самым распространенным является кредитование покупки – хорошие условия кредита нивелируют стоимость ОС в составе ПК!

4. Понятно, что розничным сетям очень интересно продавать ПК с предустановленной ОС как минимум по двум причинам – первая: продается товар в «законченном» виде, и не возникают вопросы, что с ним делать и где брать программный продукт; вторая: чем больше стоимость товара, тем больше заработок сети. Но, все-таки, сети еще обращают внимание на соседей-конкурентов, и если на рынке мода на лицензионные ОС еще не пришла, то они не спешат ее культивировать, ведь известно, что инновации подобного вида осуществляются только с прибыли. С прибыли сети, производителя ПК или вендора ОС – вопрос принципиальный, и не решаемый в одностороннем порядке.

Александр Костюк, директор департамента компьютерных систем компании "Навигатор":

1. На сегодняшний день компания "Навигатор" поставляет около 30% компьютеров Impression с предустановленной операционной системой. При этом доля компьютеров с предустановленным лицензионным ПО в различных каналах сбыта существенно разнится.

2. Пока мы не видим для себя модели использования потребителем бесплатных ОС на базе Linux. По нашим данным в 80-90% случаев после приобретения ПК потребитель удаляет данную операционную систему и устанавливает пиратскую версию Windows. При этом компания «Навигатор» готова поставлять 100% компьютеров Impression c предустановленным ПО, но нас сдерживает существующая на данный момент на рынке ситуация. В тех сегментах, где мы работаем с потребителями напрямую, в частности в корпоративном секторе, почти все ПК идут с предустановленным ПО. На рынке конечных потребителей мы работаем опосредованно, через розничные сети бытовой электроники, и вынуждены подчиняться их политике, направленной на минимизацию входной цены на товар. В данной ситуации нам приходится отказываться от установки платного ПО, а бесплатные версии ОС как мы уже указали спросом среди розничных покупателей не пользуются.
При этом мы видим недостаточную работу с потребителями со стороны производителей ПО. Именно они должны разъяснять потребителю преимущества использования лицензионного ПО и формировать тем самым спрос на свои продукты.

3. На наш взгляд, украинский покупатель уже достаточно цивилизован и готов покупать компьютеры в комплекте с предустановленным ПО как целостное решение.
При этом на сегодня стоимость лицензионной операционной системы составляет не более 10% от стоимости всего компьютера. Также наличие и активное использование кредитных программ позволяет потребителю безболезненно перенести удорожание компьютера на сумму стоимости операционной системы. При этом, на наш взгляд, сдерживает продажи недостаточная работа производителей ПО с потребителями и розничными сетями, как продавцами продукта.

4. Розничные сети, как последний рубеж, на котором принимается решение о покупке, играют решающую роль и именно от них зависит в первую очередь приобретет розничный потребитель компьютер с лицензионным ПО или без него. Сейчас, когда практически все производители готовы поставлять компьютеры с лицензионным ПО и в той или иной степени видят необходимость в поставках ПК с предустановленным ПО, за розничными сетями остается решающий голос.

5 коментарів:

Анонім сказав...

Я считаю, что поставки компов без софта -- чистая поддержка пиратов и студентов, зарабатывающих на пиво установкой варезных Windows.

Дима, Киев

Анонім сказав...

все кивают на супермаркеты. но не все так просто. уверен, что и сборщики часто идут на поводу у сетей.

лицензионный софт - это статус. бизнесмен или человек с положением пиратку в любом случае брать не будет. качество играет роль.

banzajko сказав...

Як по мені, потрібно вперед виховати у покупцях споживацьке ставлення до комп'ютерів, щоби не виникало бажання пхати рученятка всередину, переставляти Windows і таке інше. Ми ж не пахмося у мікрохвилівки чи пральні машинки, а кличемо майстра.
Так само треба щоби було з ПК. Продавайте не залізо, а моделі його використання. Тоді й проблем із ліцензійним софтом не виникатиме.

banzajko сказав...

Тільки що повернувся із прес-конференції, на котрій було представлено початок діяльності Business Software Aliance в Україні. На моє запитання про те, як можна вирішити проблему із пенетрацією піратського програмного забезпечення разом із новими ПК в нашій державі пан Ґеорґ Герренлебен, директор організації у Центральній та Східній Європі відповів, що владнати цей клопіт можуть тільки виробники ПК. Згідно законодавству, ніхто не має права тиснути на ОЕМ-компанії із приводу примусового продажу комп'ютерів із встановленим програмним забезпеченням. Тим часом, у Росії на цей аспект суттєво вплинуло зростання долі ноутбуків (а вони в основному постачаються із ПЗ), котрі поволі витісняють звичайні, настільні, системи. Біда в тому, що на українському ринку українські виробники мобільних ПК досі дуже слабкі.

Анонім сказав...

Не буду указывать цифры, но могу сказать, что вендоры ПО и розничные сети зарабатывают на ПК в два-три раза больше чем отечественны производитель этого же ПК. Говорить однозначно о том, что производитель ПК должен "владнати цей клопіт" самостоятельно, думаю некорректно! У нас банально не хватит ресурсов для этого. Вопрос необходимо решать "на троих". И инициатором этого процесса должен быть производитель ПО, у которого, на данный момент, политика стимулирования роста рынка лицензионного ПО стоится только на запугивании пользователей пиратских копий, а не на поддержке обладателей лицензионных версий.